В последнее время мои тревоги о том, что у меня не получается писать хорошие тексты, слишком сильно захватили мой мозг и почти парализовали работу на полгода. Я решила что-то предпринять.
После прочтения книги «Укрощение амигдалы«, которая посвящена популяризации результатов последних исследований в области нейрофизиологии, я заинтересовалась идеей, которая там активно продвигается: собственным мозгом не только можно, но и нужно управлять. Автор книги доказывает, что наше общее эмоциональное состояние, которое раньше считалось данностью от природы, нашим характером (например, оптимизм-пессимизм), на самом деле связано с привычками мозга и поддается корректировке, если мы того желаем. Конечно, предрасположенность от природы есть, но это «не приговор», и наш мозг можно тренировать также, как, например, мы делаем это с мышцами в спортзале.
Не буду вдаваться в физиологические детали, которые там описаны. Но суть в том, что чем больше мы думаем определенным образом, тем больше мозг на уровне нейронных связей привыкает думать именно так. Чем больше он привыкает, тем чаще он нам подсовывает именно такой вариант интерпретации действительности, как самый очевидный, и тем чаще мы думаем именно таким образом. Мозг закрепляет такую привычку и чаще подсовывает… В общем, снежный ком.
Для тренировки техник, которые там предлагаются, я решила в качестве собственного примера взять тревоги по поводу литературного творчества. Дело в том, что каждый раз, когда я сажусь за письменный стол, чтобы начать писать какой-то рассказ, план или просто придумывать идеи, на меня накатывает волна тревог и недовольства собой. Я еще ничего не начала делать, а я уже настраиваюсь на провал. Мало того, стоит мне даже начать думать о том, что неплохо было бы сесть и что-нибудь пописать (например, потому что в голову пришла интересная идея), я сразу же начинаю думать о том, что я ужасная бездарь. И даже если мне удается преодолеть себя и сесть за письменный стол, начать писать, то я не могу написать ничего толкового, потому что думаю о другом — о том, какой я неудачник. Весь этот эмоциональный фон привел к тому, что мне даже мысль о том, что когда-то решила сделать шаг навстречу мечте, стала мне противна и я старалась лишний раз не вспоминать про это все. Звучит глупо, конечно, но со мной было именно так.
Автор книги советует свою систему, которую он для простоты запоминания сократил до аббревиатуры. Переводчики перевели ее как КУРС.
К — Концентрация. Для того, чтобы привить новую привычку мышления, надо научиться концентрации.
Вообще, мозг с большим трудом может работать в условиях рассеянного внимания. Например, когда вы думаете сразу о пяти разных вещах или вас отвлекают почта, смски, люди в комнате. Чтобы получить результат, надо сконцентрироваться на чем-то одно. В данном случае, мысли о моей никчемности являются таким же отвлекающим фактором, как если бы я пыталась писать что-то в переполненном вагоне метро. Но если уже есть привычка думать о чем-то одном, то очень трудно просто перестать что-то делать. Невозможно отвлечься от большой белой обезьяны, если постоянно думать «не думай о большой белой обезьяне». 🙂 Нужно выбрать другой объект концентрации, который имеет для вас конструктивный смысл, который вам нравится и побуждает вас к действию. Например, в одном из примеров автор рассказал, что он предложил своей клиентке, боящейся публичных выступлений на работе, выходя с презентаций перед коллегами, концентрироваться на том, как она любит свой проект и задачи, которые она выполняет.
Я решила, что мне тоже надо вспомнить, какая позитивная мотивация у меня была заняться литературой. Ведь я делаю это не по приговору суда, а потому что однажды сама захотела этого… Я НЕ МОГЛА ВСПОМНИТЬ 15 МИНУТ! Это открыло для меня глаза. Я поняла, что моя привычка думать только о плохом настолько захватила мой мозг, что я на полном серьезе не заметила, как ЗАБЫЛА зачем этим занимаюсь. Потом я вспомнила, что я занялась литературой, потому что это сложно. Я даже писала об этом вот тут в этом блоге.
Итак, положительная мотивация выбрана, теперь мне надо было, каждый раз, когда возникает тревожная мысль, перемещать фокус моего внимания на сложность и интересность процесса письма.
У — Усердие. Методично, регулярно делать то, что раньше причиняло дискомфорт. Не убегать от проблем, а снова возвращать себя в те обстоятельства и тренировать свою концентрацию на выбранной мотивации.
С точки зрения функционирования мозга невозможно привить новую привычку, находясь в зоне комфорта, в привычных и не стрессующих обстоятельствах. Это парадокс, но чтобы перестать испытывать дискомфорт от чего-то, надо каждый день себя окунать в этот дискомфорт с головой, пока не полегчает (какой же у нас несовершенный и негуманный мозг!).
Поэтому автор предлагает в самом начале пути выбрать для себя амбициозную цель. Цель, которая не просто находится внутри той зоны дискомфорта, на которой ты концентрируешься в тех обстоятельствах, с которых мы начали дискомфорт, а за ее пределами. О которой раньше ты и помыслить не мог, потому что считал, что не сможешь. Например, в случае с теткой, которая боится публичных выступлений, она должна была поставить себе цель не просто провести одну презентацию, а стать руководителем рабочей группы по проекту, чтобы ей приходилось каждую неделю делать презентации. Смысл в том, что ставя себе задачи больше тех, которые мы ставили изначально, мы даже не заметим, как наши первоначальные задачи станут для нас привычным делом, которое не просто дается нам с легкостью, но внутри которой мы чувствуем себя комфортно.
Я составила для себя список из 9 целей, которые для меня являются очень амбициозными и о которых я боюсь помыслить.
- Отправить свой рассказ на какой-нибудь конкурс
- Прочитать свой рассказ на каких-нибудь читках
- Опубликовать рассказ на proza.ru
- Опубликовать ссылку на этот сайт в моем facebook’е
- Издать роман
- Отправить сценарий сериала на какой-нибудь телеканал
- Отправить рассказ на рецензию в тематическую группу (похоже на п.3)
- Устроить интенсив на курсах — написать все нужные задания (около 20) до майских праздников (за 7 недель)
- Издать все свои рассказы с курсов в виде книги (электронной и бумажной, через ridero)
Как видите, цели имеют разный уровень амбициозности, но в моей голове они все одинаково несбыточные. 🙂 Я пока остановилась на этом этапе, потому что так и не могу определиться с целью. Но про оставшиеся два пункта я все-таки напишу.
- Р — Расслабление. Когда вы почувствуете, что с помощью концентрации и усердия вы добились привычки — т.е. эффекта, когда то, к чему раньше надо было прикладывать усилия теперь делается с легкостью, расслабьтесь и получайте удовольствие. Но продолжайте действовать! Регулярно, постепенно двигаясь к своей цели.
С — Стремление. После периода расслабления у вас обязательно рано или поздно наступит этап, как вам покажется, «отката». Снова будут трудности, препятствия и покажется, что все было сделано зря, ведь снова в голову лезут тревожные мысли, снова нет удовольствия, снова скука, рутина и отчаяние. В этот момент важно не поддаться на эти мысли. Начинаем с начала — с концентрации. Анализируем ситуацию, находим источник проблемы и, если первые два пункта были выполнены хорошо, если вы не стали расслабляться раньше времени или если вы не бросили действовать в период расслабления, то вы заметите, что проблемы на этом этапе у вас уже совсем другие, не такие, как в начале. Потому что первоначальные привычки уже изменены на конструктивные, привычка закрепилась и чтобы ее переломить, нужно приложить усилия (например, перестать тренироваться :)). Теперь это новые задачи и вам нужно сохранить ваше стремление к мечте. А может, вы уже переросли старую мечту и пора придумать новую.
Ах, в книжке все звучит так здорово. Хочется поскорее перейти к этапу, когда все будет получаться само собой. 🙂 Но пока что, на самом деле, тоже достаточно приятно концентрироваться на позитиве. Это оказалось проще, чем я ожидала.